— Narrabatur Ulixes a procis cognitus non esse

— Обучая, мы учимся сами

© Все права защищены 2013

Голубых Елена Владимировна

Kognitus.ru

Яндекс.Метрика

Конспект урока по русскому языку "Местоимение"

Открытый урок по русскому языку

«Местоимение»

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с новой частью речи – местоимение;
  • познакомить учащихся с понятием и функцией местоимений в речи – заменять другие слова в предложении и тексте;
  • формировать умение грамотно использовать местоимение в речи;
  • научить видеть и исправлять ошибки в употреблении форм местоимений.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся наблюдать и анализировать языковые явления;
  • использовать специальную терминологию при определении частей речи;
  • осознавать местоимение как часть речи;
  • употреблять местоимение вместо существительных;
  • проводить звуко - буквенный разбор;
  • сопоставлять произношение и написание слов;
  • контролировать и оценивать свою работу.

Оборудование:

  • таблица с определением местоимения;
  • таблица частей речи;
  • таблица «Звуко - буквенный разбор»;
  • обучающая презентация.

Технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска ScreenMedia.

Форма проведения: групповая.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Место проведения: классная аудитория.

Литература:

  1. Учебник. Русский язык - 3 класс (в 2 ч.). Автор: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина М.Просвещение, 2012.
  2. Методические рекомендации для учителя по русскому языку. 3 класс. Автор: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. М., Просвещение, 2012.
  3. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. ФГОС: М., ВАКО – 2013.
  4. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина: Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. ФГОС. М., Просвещение, 2012.
  5. Русский язык. 3 класс. Универсальный мультимедийный тренажер. ФГОС (CDpc). М., Экзамен, 2013.

 Примечание: данная тема рассчитана на три урока.  Конспект  урока представлен  по первому уроку - знакомству с новым материалом.

Ход урока

1.     Организационный момент.
  • Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задания. Орфографическая минутка. (Слайд 4)
2.     Актуализация знаний.
  • Ребята посмотрите на картинку. Что за птица изображена на ней? Что вы о ней знаете?  (Слайд 5)
  • Спишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы. Объясните их. (Слайд 6)

С..ва – хищ..ная птица. У с..вы м..щ..ные ко..ти и ч..ткие уш…

  • Определите падеж имен существительных. Сделайте звуко – буквенный разбор слова «когти».
3.     Самоопределение к деятельности.
  • Прочитайте текст еще раз. (Слайд 7)

Сова – хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.

  • Какая речевая ошибка допущена при составлении текста? (Повторяется слово «сова».)
  • Как можно исправить эту ошибку? (Заменить слово «сова» другим словом.)
  • Прочитайте вновь составленные предложения, заменив слово «сова». (Слайд 8)

Сова – хищная птица. У нее мощные когти и чуткие уши.

  • Вместо какой части речи вы употребили словосочетание «у нее»? (Вместо имени существительного.)
  • Давайте попробуем сделать вывод. Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимением. (На доске учитель выставляет таблицу со словом «местоимение», на которой показано, как образовалось слово).
  • Из каких частей состоит слово «местоимение»? (Место-, имени.) (Слайд 9)
  • Назовите или предположите, о чем мы будем сегодня говорить? Назовите тему урока.
4.     Работа по теме урока.
  • Работа по учебнику (упр.82, с.47). Прочитайте «Узелки на память» (читают несколько учащихся – правило и определение местоимения). Какую роль играют местоимения в речи? (Они указывают на предмет, не называя его.) (Слайд 10)
  • Местоимение – служебная часть речи или самостоятельная?

(Самостоятельная.)

  • Что это значит? (Местоимение имеет грамматические признаки.)
  • Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «имя существительное»? Как оно изменяется? (По числам, родам, падежам.)
  • Давайте понаблюдаем, имеет ли такие же признаки местоимение. Упр.83, с.47.

(С комментированием. Учитель обращает внимание учащихся на грамматические признаки местоимения – род и число. Учащиеся наблюдают, что выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого им имени существительного.)

Упр.84, с.48. (Коллективный анализ текста). Выясняется роль местоимения как средства, позволяющего избежать повторов в тексте. Исправленный текст учащиеся записывают в тетрадь самостоятельно.

  • А теперь отдохните немного и послушайте грамматическую сказку о местоимении. (Слайд 11)

Достойная замена

- Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к Местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило…

Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым, Существительное и Прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, могут заменить любое Существительное.

В. Волина

  • Сделайте вывод: какую роль выполняет местоимение в нашей речи? (Оно помогает избежать повторов в тексте.)
5.     Физминутка.

Ёж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Через кочки еж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился –

В шарик круглый превратился,

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

  • Какое местоимение вы услышали в тексте физминутки?
6.     Продолжение работы по теме урока.
  • Работа по учебнику, упр.85, с.48.
  • Прочитайте совет Совенка. Как вы его понимаете?
  • Давайте понаблюдаем за употреблением местоимения в тексте упражнения. (Работа с комментарием.)
  • Почему ребята не поняли друг друга? (Получилась путаница. Непонятно, кто о ком или, о чем говорит: о Серёже или о песке.)
  • Как правильно использовать местоимение в речи? (Должно быть понятно, какое слово заменяет местоимение.)
  • Выполнение задания на интерактивной доске: исправить ошибки (замена имен существительных – местоимением), списать текст и подчеркнуть местоимения. (Слайд 12)
7.     Рефлексия.
  • Выполнение задания с интерактивной доски. На экране появляется текст и задание. Списать текст, подчеркнуть местоимения. Фронтальная проверка. (Слайд 13)
8.     Подведение итогов урока.
  • Какие новые знания вы получили на уроке?
  • Какие ошибки можно допустить при употреблении местоимений?
  • Какую работу выполняет местоимение в речи?
  • Какое задание вам понравилось выполнять?
  • Домашнее задание и оценивание работы учащихся.