Открытый урок по русскому языку
«Местоимение»
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с новой частью речи – местоимение;
- познакомить учащихся с понятием и функцией местоимений в речи – заменять другие слова в предложении и тексте;
- формировать умение грамотно использовать местоимение в речи;
- научить видеть и исправлять ошибки в употреблении форм местоимений.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся наблюдать и анализировать языковые явления;
- использовать специальную терминологию при определении частей речи;
- осознавать местоимение как часть речи;
- употреблять местоимение вместо существительных;
- проводить звуко - буквенный разбор;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- контролировать и оценивать свою работу.
Оборудование:
- таблица с определением местоимения;
- таблица частей речи;
- таблица «Звуко - буквенный разбор»;
- обучающая презентация.
Технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска ScreenMedia.
Форма проведения: групповая.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Место проведения: классная аудитория.
Литература:
- Учебник. Русский язык - 3 класс (в 2 ч.). Автор: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина М.Просвещение, 2012.
- Методические рекомендации для учителя по русскому языку. 3 класс. Автор: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. М., Просвещение, 2012.
- Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. ФГОС: М., ВАКО – 2013.
- Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина: Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. ФГОС. М., Просвещение, 2012.
- Русский язык. 3 класс. Универсальный мультимедийный тренажер. ФГОС (CDpc). М., Экзамен, 2013.
Примечание: данная тема рассчитана на три урока. Конспект урока представлен по первому уроку - знакомству с новым материалом.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задания. Орфографическая минутка. (Слайд 4)
2. Актуализация знаний.
- Ребята посмотрите на картинку. Что за птица изображена на ней? Что вы о ней знаете? (Слайд 5)
- Спишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы. Объясните их. (Слайд 6)
С..ва – хищ..ная птица. У с..вы м..щ..ные ко..ти и ч..ткие уш…
- Определите падеж имен существительных. Сделайте звуко – буквенный разбор слова «когти».
3. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте текст еще раз. (Слайд 7)
Сова – хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.
- Какая речевая ошибка допущена при составлении текста? (Повторяется слово «сова».)
- Как можно исправить эту ошибку? (Заменить слово «сова» другим словом.)
- Прочитайте вновь составленные предложения, заменив слово «сова». (Слайд 8)
Сова – хищная птица. У нее мощные когти и чуткие уши.
- Вместо какой части речи вы употребили словосочетание «у нее»? (Вместо имени существительного.)
- Давайте попробуем сделать вывод. Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимением. (На доске учитель выставляет таблицу со словом «местоимение», на которой показано, как образовалось слово).
- Из каких частей состоит слово «местоимение»? (Место-, имени.) (Слайд 9)
- Назовите или предположите, о чем мы будем сегодня говорить? Назовите тему урока.
4. Работа по теме урока.
- Работа по учебнику (упр.82, с.47). Прочитайте «Узелки на память» (читают несколько учащихся – правило и определение местоимения). Какую роль играют местоимения в речи? (Они указывают на предмет, не называя его.) (Слайд 10)
- Местоимение – служебная часть речи или самостоятельная?
(Самостоятельная.)
- Что это значит? (Местоимение имеет грамматические признаки.)
- Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «имя существительное»? Как оно изменяется? (По числам, родам, падежам.)
- Давайте понаблюдаем, имеет ли такие же признаки местоимение. Упр.83, с.47.
(С комментированием. Учитель обращает внимание учащихся на грамматические признаки местоимения – род и число. Учащиеся наблюдают, что выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого им имени существительного.)
Упр.84, с.48. (Коллективный анализ текста). Выясняется роль местоимения как средства, позволяющего избежать повторов в тексте. Исправленный текст учащиеся записывают в тетрадь самостоятельно.
- А теперь отдохните немного и послушайте грамматическую сказку о местоимении. (Слайд 11)
Достойная замена
- Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к Местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило…
Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым, Существительное и Прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, могут заменить любое Существительное.
В. Волина
- Сделайте вывод: какую роль выполняет местоимение в нашей речи? (Оно помогает избежать повторов в тексте.)
5. Физминутка.
Ёж спешил к себе домой,
Нес запасы он с собой.
Через кочки еж скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился,
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
- Какое местоимение вы услышали в тексте физминутки?
6. Продолжение работы по теме урока.
- Работа по учебнику, упр.85, с.48.
- Прочитайте совет Совенка. Как вы его понимаете?
- Давайте понаблюдаем за употреблением местоимения в тексте упражнения. (Работа с комментарием.)
- Почему ребята не поняли друг друга? (Получилась путаница. Непонятно, кто о ком или, о чем говорит: о Серёже или о песке.)
- Как правильно использовать местоимение в речи? (Должно быть понятно, какое слово заменяет местоимение.)
- Выполнение задания на интерактивной доске: исправить ошибки (замена имен существительных – местоимением), списать текст и подчеркнуть местоимения. (Слайд 12)
7. Рефлексия.
- Выполнение задания с интерактивной доски. На экране появляется текст и задание. Списать текст, подчеркнуть местоимения. Фронтальная проверка. (Слайд 13)
8. Подведение итогов урока.
- Какие новые знания вы получили на уроке?
- Какие ошибки можно допустить при употреблении местоимений?
- Какую работу выполняет местоимение в речи?
- Какое задание вам понравилось выполнять?
- Домашнее задание и оценивание работы учащихся.