«Ваш сын ударил одноклассника». «Ваш ребенок не выучил домашнее задание». «Ваш малыш нагрубил учителю». Такие и аналогичные формулировки довольно часто встречаются в школьных дневниках....
Нужно отметить, что проблема не новая, она актуальна во все времена. А что это такое – плохое поведение? Что включает в себя понятие «плохое поведение»?
Оно достаточно размытое. Нельзя сказать, что ребенок ведет себя плохо, если он использует кулаки и все, что попалось ему под руку в качестве защиты от хулиганов на улице. Но вот если дети подерутся в школе, это уже однозначно оценивается как плохое поведение. Хотя скорее можно было бы назвать такое поведение неудобным или трудным для окружающих. Родителей очень подавляют и расстраивают жалобы учителей на плохое поведение в школе их детей, и они стараются найти способы воздействия на ребенка – наказание на каждую провинность, нравоучения, задушевные беседы, приведение примеров поведения «хороших» учеников – ничего не дает положительных результатов. И драки в школе, срывы уроков и склоки с учителями продолжаются.
Почему они так поступают? «Назло», как считают многие взрослые? Или ими руководит что-то другое? Очень распространенное сегодня мнение, что во всем и всегда виноват телевизор, компьютер и интернет, тяжелая музыка. Многие учителя считают, что в таком поведении виновато и недостаточное воспитание учеников, и утверждают, что родители должны устранять недочеты в поведении ребенка. Для того чтобы не занять позицию обвинителя, оставив при этом ребенка с его проблемами наедине, необходимо разобраться с тем, что движет ребенком, для чего он поступает плохо.
Педагоги и психологи в один голос говорят о том, что ребенок не будет вести себя плохо «так просто». Любое действие имеет мотив. Нужно уметь ответить на вопрос – чего ребенок хочет добиться своим поведением? Психологи утверждают, что на поведение учащихся в школе влияют четыре внутренних мотива.
Можно сделать вывод, что все мотивы поведения неблагополучных детей сводятся к одному – к потребности любого ребенка в тепле и внимании, потребности быть принятым и уважения его личности. Любое нарушения в поведении ребенка – крик о помощи.
Итак, подробнее в соответствии с рассмотренными мотивами:
Необходимо также уметь прочитывать своего ребенка как открытую книгу, относится к нему внимательнее, научиться разговаривать с ребенком на равных, не обвиняя его ни в чем и не оценивая. Нужно быть для ребенка другом, который понимает его внутреннее состояние.
Важно стараться помочь своему ребенку, чтобы он чувствовал, что взрослые на его стороне – разговаривать с учителями и друзьями, пойти на консультацию к психологу, выяснять, какие взаимоотношения в классе. Увидев, что взрослые заинтересованы в его жизни, ребенок станет больше доверять и рассказывать о своих проблемах. Надо быть честными в отношениях с ребенком, признавать свои ошибки и промахи. Самое главное – нужно научиться находить для ребенка хотя бы полчаса в день, чтобы выслушать его, узнать о его проблемах и делах. У ребенка не должно возникнуть чувство покинутости и ненужности.
В случаях, когда возникает подозрение, что ребенок что-то совершил или поступает жалоба от классного руководителя на поведение учащихся в школе, большинство родителей занимают диктаторскую позицию. На ребенка обрушивается град обвинительных по своей сути вопросов. Нужно уметь остановиться. Прислушаться к ребенку. Ведь давление взрослых только вынудит совершить ребенка еще одно «преступление» — ложь во избежание дальнейшего допроса. Нужно начинать разговор спокойно, мудрые родители разряжают обстановку шуткой, и уже затем выясняют, что произошло в дружеской беседе.
Не нужно задавать закрытые вопросы морально-этического характера, например «ты понимаешь, что поступил плохо? Почему же ты так сделал? ». Взрослые люди, совершив что-то неприглядное, просят прощения и объясняют свое поведение плохим настроением или самочувствием. Детям гораздо труднее назвать свои чувства. Поэтому в первую очередь нужно в спокойной и дружелюбной обстановке выяснить, какие чувства испытывал ребенок, когда совершал свой поступок, для чего он делал это, и какого результата ожидал. Когда взрослый поможет ребенку разобраться в своих чувствах, надо объяснить ему, почему не следует поступать таким образом. Слова «плохо» и «нельзя» употреблять в разговоре нежелательно. И еще одно значимое правило при беседе с ребенком – не нужно задавать вопросы, ответы на которые у взрослого уже есть. Ведь беседа с родным ребенком – это не допрос опасного преступника.
Чего делать нельзя никогда!?
Плохое поведение ребенка в школе – это не приговор. Важно научиться лучше понимать своего ребенка и самого себя, и быть ребенку самым лучшим другом. Но помнить и о том, что ребенок должен быть ребенком. Нельзя требовать от него постоянно послушания, правильности, уважения к окружающим и соответствия всем их требованиям.