— Narrabatur Ulixes a procis cognitus non esse

— Обучая, мы учимся сами

© Все права защищены 2013

Голубых Елена Владимировна

Kognitus.ru

Яндекс.Метрика

Как помочь развитию самостоятельности школьников?

Родители пытаются все делать за ребенка, но от этого никому не лучше, малыш не станет самостоятельным. Он приучается надеяться на других, подрывается вера в свои силы.

Самостоятельность сама не формируется, она развивается.

Существуют этапы развития самостоятельности.

Этап подражания. Ребенок копирует все действия и образы взрослых.
Этап частичной самостоятельности. Дети самостоятельно выполняют часть работы.
Этап более полной самостоятельности. Выполняются определенные работы самостоятельно.

Зачастую родители сами отказываются развивать самостоятельность у детей, им так удобнее и проще. Беспокоиться не нужно, если ребенок что-то сделает без ведома или разрешения родителей. Если ребенок следует указаниям родителям, он не будет искать способы, как иначе взаимодействовать с родителями. Как бы родители не наказывали, ребенок все равно будет надеяться на опеку.

По мере взросления у ребенка формируется самостоятельность. На каждом этапе нужно в меру поощрять детскую самостоятельность. Ограничивать самостоятельную деятельность нежелательно, так как это приведет к негативным реакциям. Процесс развития самостоятельности у преподавателей требует значительного терпения. Детей важно научить: ответственности, принимать и адекватно реагировать на критику, стремление к общественной деятельности, внутренней дисциплине. Именно внутренняя дисциплина формирует самостоятельность. Невозможно воспитывать самостоятельность не предоставляя ее.

Учебная деятельность должна показывать свои результаты. Для получения результата, ребенку необходимо ее осознавать, как цель. Многие задаются вопросом, могут ли первоклассники быть самостоятельными? Это является одной из задач психического развития.

Вырабатывается не только самостоятельность, но и умственное развитие.
Уровень развития самостоятельности мышления способствуют принимать взвешенные и обдуманные решения, формируется стратегия жизнедеятельности, возможность прогнозировать будущие. Главная задача учителя – сформировать компоненты учебной деятельности.

Признаки самостоятельной деятельности: руководства учителя, задание педагога, самостоятельность учащихся, выполнения задания без вмешательства учителя, активность учащихся. Педагогу при самостоятельной работе лучше использовать памятки, методические рекомендации. При выполнении заданий постоянно обращать внимания школьников на памятки, алгоритмы. Ученики быстрее приобретут умение овладевать материалом.

Самый эффективный вид самостоятельной работы – это творческая деятельность. Важное условие в формирование творческой деятельности – мотивация, в основе которой лежит учебно-познавательный процесс.

Есть некоторые условия по сформированию практики самостоятельной деятельности:

  • наличие системы в использовании задачи;
  • разработать планирование заданий, по содержанию и форме;
  • уровень сложности заданий должен соответствовать уровню учебных возможностей младших школьников;
  • соблюдение продолжительности самостоятельной работы;
  • последовательное усложнение заданий;
  • четкое сочетания контроля и самоконтроля, формирование целей заданий.

Многие дети самостоятельные в жизни. Они сами одеваются, раздеваются, помогают родителям, даже в магазин могут сходить. Они легко находят друзей и общаются. Однако в школе ребенок может повести себя иначе. Учитель жалуется, что ребенок пассивный, его нужно регулярно подталкивать и поторапливать к работе. Стоит разобраться, в че заключается самостоятельность младшего школьника в учебе.

Школьнику необходимо научиться ставить перед собой цели и задачи, уметь решать их из собственного побуждения. Ребенок должен чувствовать, что ему интересно, что надо это сделать. Тогда не будет постоянного контроля и стояния над душой со стороны родителей. Диагностика развития младших школьников в этом и заключается. Педагоги считают, что важное качество ребенка является интерес, активность в познании, умение планировать свою работу, инициатива и умение ставить перед собой цели. Родителям на первый взгляд может показаться, что малыш еще маленький принимать решения и выполнять задачи. Родителям не всю жизнь опекать ребенка, поэтому ему нужно раскрыть качества к самостоятельности. Постоянный контроль родителей тормозит развитие самостоятельности младших школьников. Ребенку не нужно часто слышать от взрослых, такие фразы «Не лезь в разговоры старших», постоянно твердить, что он еще маленький и тому подобное. Если школьника так контролировать, то он перестанет отвечать за свои действия и будет перекладывать вину на других.

Если ребенок еще не научился ставить перед собой цели, ему нужно подавать варианты действий. Уроки для младших школьников  помогут вырабатывать и раскрывать самостоятельность. Например, диктант по русскому языку. У малыша следует спросить, что необходимо сделать в первую очередь, что повторить, что нужно сделать в конце диктанта и т. д. Возможно ребенок не сразу поймет, что нужно сделать в первую очередь: пойти погулять или сделать уроки или подождать пока придут родители. Родителям не стоит рассчитывать, что малыш сразу научиться принимать решения и решать поставленные задачи. Ему можно намекнуть, что путь к успеху – это не родительские старания, а его собственная инициатива и самостоятельность.

Для выработки самостоятельности педагоги рекомендуют сделать памятки для ребенка. В памятках заложен алгоритм в разных ситуациях. Например, как решить сложную задачу, выучить новое правило, сделать работу над ошибками. Памятки зарисовываются в виде рисунка или схемы. Вешается над рабочим столом и ребенок уже может сверяться с алгоритмом. Так развитие самостоятельности младших школьников начнет продвигаться с «мертвой точки». В учение важным навыком является самоконтроль. Из-за невнимательности дети часто совершают ошибки. Школьник должен уметь узнать, нахождение написание слов в словаре, запомнил ли содержание параграфа, проверять правильность математических вычислений. Дома, в школе на уроке под рукой нужно иметь схему самопроверки. Когда малыш научиться проверять себя, тогда будет меньше сделанных ошибок.

Поступление в школу для ребенка это новый этап личностного роста и развития. Теперь в развитии самостоятельности участвует учебная деятельность. Деловые качества проявляются в подростковом возрасте. И формируются они в процессе учебы. От деловых качеств зависит мотивация достижения успехов.