— Narrabatur Ulixes a procis cognitus non esse

— Обучая, мы учимся сами

© Все права защищены 2013

Голубых Елена Владимировна

Kognitus.ru

Яндекс.Метрика

Окружающий мир 4 класс

УМК «Перспектива»

Окружающий мир

 4 класс

68 часов (2 часа в неделю)

 

Пояснительная записка

 Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Окружающий мир» для 1-4 классовА.А. Плешакова, М.Ю.Новицкой (Сборник рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива»  для 1-4 классов». Программа по окружающему миру. Авторы: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. М., Просвещение, 2011), учебного плана образовательного учреждения.

 Цель:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие  и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия общества.

Задачи

  • формирование у ребёнка уважительного отношения к семье, к городу ли деревне, к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  • понимание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она соответствует миссии, целям и особенностям МАОУ ДСОШ №2.

Педагогическая целесообразность использования авторской программы по окружающему миру для 1-4 классов А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой заключается в том, что в рамках изучения окружающего мира есть возможность создать условия для формирования ключевых компетентностей. Программа обеспечивает современное качество образования по окружающему миру на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательной программы начального общего образования.

 Основное содержание

1.      Мы - граждане единого Отечества. (10 ч.). Общество – это мы! Российский народ. Конституция России. Права ребенка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз. Блок внеклассной, внешкольной работы: продолжение воображаемых путешествий в республики и другие регионы Российской Федерации. Оформление «Альбома путешествий» и выставки «Гербы. Флаги и столицы субъектов Российской Федерации».

 
2.      По родным просторам. (18 ч.). Карта – наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озера – краса Земли. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У теплого моря. Мы – дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедникам и национальным паркам. Блок внеклассной, внешкольной работы: продолжение изучения природы родного края, его экологических проблем, участие в местных экологических проектах. Проведение конференции на тему «Как решить экологические проблемы края». Посещение заповедников и национальных парков в разных краях России (своего края). Составление «Альбома путешествий», организация выставок этих альбомов, викторины на темы «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Музеи под открытым небом». Чтение книг о природе и культуре, праздник «С книгой – в природу», конкурс «Самый внимательный читатель». Знакомство с древними песнями, сказаниями народов своего края, орудиями и технологиями их труда, который издавна был основой жизни в содружестве с природой.
 
3.      Путешествие по реке времени. (23 ч.). В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами. В путь по страницам летописи. Истоки Древней Руси. Мудрый выбор. Наследие Киевской Руси. Москва – преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь – Отечеству, честь – никому!». Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и литературы. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!». Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой…». После Великой войны. Достижения 1950-1970-х годов. Блок внеклассной, внешкольной работы: организация поисково-исследовательской работы по истории и культуре своего края, конкретного местожительства (название города или села, рек, озер, народные исторические предания об основателях и первых жителях, устные свидетельства и письменные документы о знаменитых земляках, примечательные события в разные исторические периоды). Посещение достопримечательностей и святынь своего края, города. Составление фото рассказов для «Альбома путешествий» и организация выставки рисунков. Составление Календаря памятных дат нашего Отечества с включением страниц, посвященных событиям истории своего края и своих земляков. Оформление выставки «Мои земляки в годы Великой Отечественной Войны» и «Книги памяти» по семейным воспоминаниям к празднованию Дня Победы.
 
4.      Мы строим будущее России. (5 ч.). Современная Россия. «Хороша честь, когда есть, что есть». Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя! Блок внеклассной, внешкольной работы: встречи со специалистами сельского хозяйства, работниками пищевой промышленности, науки и техники, искусства своего края. Организация экскурсий на промышленные предприятия своего края и знакомство с применением новых научных разработок для их развития, улучшения условий труда и благоустройства жизни работников и жителей города. Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России» с участием старшеклассников и членов своих семей, с приглашением в оргкомитет конкурса представителей местных властей города.
 
5.      Резервные часы. (12 ч.)