— Narrabatur Ulixes a procis cognitus non esse

— Обучая, мы учимся сами

© Все права защищены 2013

Голубых Елена Владимировна

Kognitus.ru

Яндекс.Метрика

Классный час по ОБЖ "Профилактика детского травматизма"

Занятие по профилактике детского травматизма

на тему: «Дорога – не место для игр»

Цель: Актуализировать знания учащихся по изучению ПДД, полученные в начальной школе; рассмотреть условия безопасности на дороге, развивать наблюдательность, ответственность при нахождении на улице; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению.

Задачи:

  • образовательная: обеспечить усвоение и закрепление норм безопасного поведения на дорогах.
  • развивающая: способствовать формированию безопасного поведения на улице и дороге, формировать представления о типичных ошибках в поведении на дороге, продолжить формирование умения принимать правильное решение в различных ситуациях и делать выводы.
  • воспитательная: формировать у детей культуру поведения на дороге, воспитывать у детей наблюдательность, осторожность, самостоятельность и уверенность в себе, формировать личность безопасного типа.

 Оформление: занятие проводится в классе.

Оборудование: карточки с заданиями, видеофильм, наглядные пособия.

 Ход занятия:

I. Организационный момент:

Учитель:       Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о правилах поведения на улице, о том, где можно играть, а где нельзя.

 II. Основная часть:

Учитель:       Улица – это слово давно и хорошо знакомо, оно обозначает пространство между домами, предназначенное для прохода пешеходов и проезда транспорта, то есть пространство для движения. А движение когда-то имело название «уличное». Это слово было официальным термином, а документ, устанавливающий порядок движения, назывался «Правила уличного движения». Но 25 лет назад выражение уличное движение в наших правилах заменили на «дорожное движение», Правила уличного движения стали называться Правилами дорожного движения (ПДД). С тех пор в Правилах дорожного движения слово «улица» не употребляется. Но в жизни мы часто слышим и употребляем это слово: «Я живу на такой-то улице. Я пошел гулять на улицу. На улице произошло дорожно-транспортное происшествие» и т.д.

Согласно Правилам дорожного движения, «Дорога – комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения транспортных средств и пешеходов».

 Учитель:       Какие элементы включает в себя дорога? Дети отвечают. На доску проецируется рисунок дороги, и повторяются её составляющие.  

Учитель раздает задание ученикам для закрепления материала.

 Учитель:       Почему дорога опасна? Дети отвечают. 

 Учитель:       Дорога дает возможность людям передвигаться самим и перемещать необходимые им грузы. Передвижение пассажиров и грузов осуществляется транспортными средствами. Передвигаться с высокой скоростью можно только при выполнении определенных требований и к дороге, и к транспортным средствам. Из них главное – это безопасность.

 Учитель:       От чего же зависит безопасность на дороге? Когда про дорогу говорят, что она прямая как стрела, что этим хотят сказать? Дети отвечают.

 Учитель:       Вероятно, то, что эта дорога – прямая, которая не имеет поворотов, затрудняющих движение. Однако прямая дорога ослабляет его внимание и поэтому небезопасна.

Важное значение имеет ширина дороги. Она должна обеспечивать безопасность при попутном движении, при обгоне, при встречном разъезде. Лучше, если встречные потоки транспорта разделены, на дорогах существуют специальные разделительные полосы.  На доску проецируются рисунки дорог, учащиеся пытаются самостоятельно их прокомментировать.

Учитель: Вам необходимо перейти на другую сторону дороги. Прежде чем ступить на проезжую часть, всегда следует остановиться и помнить главное: дорога – это зона повышенной опасности.

Учитель: Перечислите, какие опасности подстерегают нас на дороге. Почему дорогу называют зоной повышенной опасности? Просмотр видеофильма.

Учитель: Ребята! А где же можно играть? Дети отвечают.

Учитель, используя наглядные пособия, рассказывает и показывает, где движутся транспортные средства, где должны играть дети. На макете улицы на проезжей части дороги располагают модели машин, на тротуаре – фигуры пешеходов. Перемещая фигуры пешеходов на проезжую часть улицы при движении моделей машин, демонстрируется несколько опасных положений.

Можно привести учащимся пример, рассказать о конкретном случае, когда ученик играл в неположенном месте, на проезжей части дороги, и на него наехал автомобиль, восстановить обстановку на схеме при помощи фигур пешеходов и моделей машин.

Во время беседы объяснить учащимся, что игры и катание на коньках, санках, велосипедах разрешается в специально отведенных местах: на детских площадках во дворах, в парках и на стадионах и т.п.

Обратить внимание учащихся, что в городах есть места, специально отведенные для игр детей, въезд автомобилей на которые запрещен знаками, и играть там безопасно. 

Игра «Выбери место для игры». Работа с интерактивной доской. Онлайн – игра по методике «Безопасность на дороге».

III. Заключение: Конкурс «Игровая ситуация».

Учитель:    

Мы частенько замечаем

И для вас изображаем

Шалунов на мостовой,

Тех, кто к правилам движенья

Не имеет уваженья

И рискует головой.

Чтоб несчастья избежать,

Просим им не подражать.

Учитель:     Ребята, кто правильно (неправильно) ведет себя на тротуаре и почему?

Дети отвечают.

 Учитель:       Футбол - азартная игра.

Но не доводит до добра

Обгон и пас на мостовой.

Игрок рискует головой!

А ты где забиваешь гол?

Где нужно всем играть в футбол?

Дети отвечают.

Ответ: дети должны играть в футбол на стадионе или во дворе на спортивной площадке.

 Учитель:       По тротуару идет девочка, играет в мячик, незаметно выходит на проезжую часть улицы, загорелся светофор, машины начали движение.

Твой весёлый звонкий мяч

Под машину рвётся вскачь.

Уходи скорей с дороги!

Уноси банты и ноги!

 Учитель: Кто скажет, где должна играть девочка?

Дети отвечают.

Ответ: на детской площадке, во дворе.

Учитель: Ребята, закон улиц и дорог, который называется Правила дорожного движения, – строгий и не прощает, если пешеход идёт по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон бережёт жизнь людей.

Правила из этой книжки

Нужно знать не понаслышке.

И учить их не слегка,

А всерьёз - наверняка!