В нашем современном обществе и времени различных технологий все чаще возникает вопрос о повышении эффективности педагогического процесса. Как сделать учебный процесс более эффективным и интересным для любой возрастной категории обучающихся?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием занимались в школе, чтобы каждый они приходили в школу с предвкушением чего-то необычного. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать, соглашаться с мнением друг друга или просто выслушивать уже почти ставшие шаблонными фразы: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «он просто лентяй». В этих случаях прослеживается не сформированности потребности у ученика в знаниях, отсутствие интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию способов взаимодействия семьи, с целью повышения у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности, а, следовательно, и повышение эффективности учебного процесса.
Непременным условием развития современных школ является сотрудничество педагогического коллектива с родителями обучающихся. Семья и школа дополняют друг друга, создают наилучшие условия для повышения мотивации к обучению у детей. Невозможно допускать такой момент, чтобы родители перекладывали всю ответственность за обучение и воспитание (успехи ребенка в школе и дома) полностью на плечи и совесть педагогов. Ведь зачастую родители винят школу во всех бедах и неудачах своего ребенка, не замечая, что они сами отстраняются от него, мотивируя это необходимостью материального обеспечения семьи.
Необходимо объяснить родителям, что самый яркий пример для ребенка - это пример родителей и учителей. Поэтому необходимо организовывать и развивать совместную работу педагога с родителями по следующим направлениям:
Родители должны принимать активное и постоянное участие во всех мероприятиях классной и школьной жизни как:
Такие проекты позволяют родителям посмотреть на процесс образования «изнутри», увидеть те проблемы, которые не всегда заметны со стороны. Помимо экспертной деятельности участие в подобном проекте дает и психологический эффект – родители чувствуют себя активными субъектами образовательного процесса.