— Narrabatur Ulixes a procis cognitus non esse

— Обучая, мы учимся сами

© Все права защищены 2013

Голубых Елена Владимировна

Kognitus.ru

Яндекс.Метрика

Взаимодействие школы и семьи

В нашем современном обществе и времени различных технологий все чаще возникает вопрос о повышении эффективности педагогического процесса.  Как сделать учебный процесс более эффективным и интересным для любой возрастной категории обучающихся?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием занимались в школе, чтобы каждый они приходили в школу с предвкушением чего-то необычного. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать, соглашаться с мнением друг друга или просто выслушивать уже почти ставшие шаблонными фразы: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «он просто лентяй». В этих случаях прослеживается не сформированности потребности у ученика в знаниях, отсутствие интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию способов взаимодействия семьи, с целью повышения у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности, а, следовательно, и повышение эффективности учебного процесса.

Непременным условием развития современных школ является сотрудничество педагогического коллектива с родителями  обучающихся. Семья и школа дополняют друг друга, создают наилучшие условия для  повышения мотивации к обучению у детей.  Невозможно допускать такой момент, чтобы родители перекладывали всю ответственность за обучение и воспитание (успехи ребенка в школе и дома) полностью на плечи и совесть педагогов. Ведь зачастую родители винят школу во всех бедах и неудачах своего ребенка, не замечая, что они сами отстраняются от него, мотивируя это необходимостью материального обеспечения семьи.

Необходимо объяснить родителям, что самый яркий пример для ребенка - это пример родителей и учителей. Поэтому необходимо организовывать и развивать совместную работу педагога с родителями по следующим направлениям:

  • дни открытых уроков (проходят в рамках предметных недель, можно давать уроки по наибольшему числу голосов родителей – их заинтересованности);
  • праздники знаний и творчества;
  • турниры знатоков (участие команд учителей и родителей, родители и дети);
  • выпуск совместных новостных газет (День города, День подводника, 8 Марта, Новый год, День Победы, по технике безопасности и ПДД, День семьи, День папы и т.д.);
  • совместные олимпиады (дистанционные предметные олимпиады, семейные олимпиады); родители участвуют во всех видах проектов, проводимых в классе: оформляют праздники, готовят призы, оценивают результаты, сами участвуют в проектах, создавая собственные или смешанные команды, устраивают праздники для детей;
  • родители, дети, классные руководители, сотрудники школы  вместе  оформляют  кабинеты, благоустраивают территорию школы;
  • подготовка концертов (Новый год, День защитников Отечества, 8 Марта, Фестиваль солдатской песни ко Дню  Победы);
  • соревнования («Папа, мама, я – спортивная семья», семейный баскетбол, пионербол, самый ловкий, мамочка – чудесница и т.д.);
  • КВНы (День смеха, День космонавтики, Пасха, Масленица и т.д.);
  • туристические походы (День здоровья);
  • экскурсионные поездки;
  • фестивали (музыкальные и творческие);
  • Акции (Яблоневый цвет, поможем детям из детского дома, благотворительность).

  Родители   должны принимать активное и постоянное участие во всех мероприятиях классной и школьной жизни как:

  • разработчики творческой идеи проекта; как консультанты подготовки проектов, написания сценариев, планирование творческих дел;
  • художественные оформители и техники специалисты по изготовлению и наладке необходимой материальной части проекта;
  • непосредственные участники различных культурно-образовательных акций и творческих дел;
  • члены жюри и ведущие эксперты;
  • специалисты-родители частые гости на родительских собраниях с темами по профориентации, по здоровому образу жизни, темами патриотической направленности.

 Такие проекты позволяют родителям посмотреть на процесс образования «изнутри», увидеть те проблемы, которые не всегда заметны со стороны. Помимо экспертной деятельности участие в подобном проекте дает и психологический эффект – родители чувствуют себя активными субъектами образовательного процесса.